Таблица штрафов за отсутствие техосмотра

Кого могут наказать за отсутствие техосмотра?

Штраф за езду без техосмотра могут получить водители:

  1. Автобусов;
  2. Такси;
  3. Грузовых авто, транспортирующих опасные грузы.

Инспекторы могут проверить у них наличие диагностической карты, ее актуальности. Это обусловлено тем, что водители таких ТС имеют очень высокую степень ответственности. Остальные водители имеют право ездить без диагностической карты. Оштрафовать за это их никто не вправе.

Многих интересует вопрос: кто выплачивает штраф за отсутствие диагностической карты: водитель, который сидит за рулем или же хозяин ТС? Согласно закону, наказание несет водитель. На владельца ТС ответственность не возлагается.

Условия прохождения техосмотра

В КоАП РФ четко прописаны указания относительно времени прохождения техосмотра, в зависимости от возраста и вида транспорта.

Такси, грузовые автомобили весом более 3,5 тонн, автобусы вместимостью более 8 человек и спецтранспорт подлежат техосмотру каждые полгода.

Но эти критерии вовсе не обязывают каждого владельца автомобиля либо мотоцикла проводить техосмотр своевременно. Все зависит от формы эксплуатации транспортного средства.

Кому стоит опасаться штрафов?

В 2020 году изменений не планируется: как и в предыдущем, действуют нормы, согласно которым штрафуются за отсутствие ТО только водители:

  • такси;
  • автобусов;
  • автотехники, перевозящей опасные грузы.

У них инспекторы имеют законное право требовать диагностическую карту и проверять ее актуальность, поскольку степень ответственности водителей такого транспорта априори более высокая.

Остальные водители даже по запросу лица при исполнении не обязаны предоставлять данный документ, а значит, просрочка техосмотра для них не критична, и штраф за это они точно не получат.

Штрафные санкции

Для такси, автобусов и специальных ТС за непрохождение техосмотра своевременно полагается административное наказание. Это может быть:

  • штраф на сумму 5000 рублей;
  • лишение водительского удостоверения на период до 3 месяцев.

Кто платит — владелец или водитель?

Еще один вопрос, который интересует наемных водителей и тех, кто управляет ТС по доверенности. Кто же должен оплачивать взыскание: лицо, которому транспорт принадлежит, или лицо, которое им фактически пользуется?

Штраф за езду без техосмотра оплачивает водитель, в случае, если он управляет:

  • такси;
  • автобусом;
  • грузовым автомобилем;
  • специализированной техникой.

Владелец же транспорта не несет за это никакой ответственности.

Для ОСАГО

На основании всего вышесказанного получается, что гражданин имеет право вообще не проходить технический осмотр. Так думают некоторые водители. На самом деле утверждение не совсем верное. Сколько можно ездить без техосмотра? Согласно установленным правилам, после окончания действия прошлой проверки в течение 10 суток придется пройти новый осмотр. Тогда получится оформить ОСАГО. Иначе никакой страховки у ТС не будет.

Соответственно, все последствия и траты, связанные с авариями, покрываться перестанут. Платить необходимо будет из своего кармана. Теперь понятно, сколько можно ездить без техосмотра. Как таковых ограничений нет. Но лучше не быть без соответствующей проверки исправности авто больше 10 дней. Именно это правило поможет избежать проблем.

Что говорит закон?

При рассмотрении вопроса важно знать следующие определения:

  • Техосмотр — комплекс мероприятий, направленных на проверку технического состояния машины. В процессе ТО проверяется исправность узлов, а также соответствие  элементов действующим нормам законодательства. В 2022 году без диагностической карты не удастся оформить ОСАГО.
  • Диагностическая карта — специальная бумага, в которой отмечаются результаты похождения техосмотра. Последние годы в РФ распространена практика, когда водители получают диагностическую карту без проверки машины. Сегодня принимаются все меры, чтобы избежать подобной проблемы и исключить возможность оформления документов без ТО.

Наказание для нарушителя за управление машиной без диагностической карты указано в КоАП (статье 12.1). В ней предусмотрено, что при отсутствии техосмотра водитель выплачивает штраф размером 500-800 рублей. Ситуация усугубляется, если автовладелец игнорирует требование органов ГИБДД и повторно попадается инспектору. В такой ситуации придется расстаться с более крупной суммой — 5000 рублей. Альтернативой наказанию является лишение права управления машиной на период 30-90 дней.

В указанной статье прописана ответственность за отсутствие техосмотра, но не закреплено право работника ДПС проверять диагностическую карту. На этом фоне нужно разобраться, что делать автовладельцу, если от инспектора поступило такое требование.

Что проверяют на техосмотре?

Большая часть автолюбителей, которые склоняются к покупке диагностической карты без предоставления автомобиля на осмотр, в неформальных беседах выдвигали два аргумента такому своему решению:

— «Я не хочу тратить время»!
— «Я не уверен, что там вообще, что-то проверяют»!

И если первым, нам к сожалению сказать не чего. Кроме того что согласно регламенту техосмотр должен проходить не более 30-32 минут.

То для вторых, мы собрали с помощью наших друзей из автосервисов и специалистов пунктов ТО, максимально информативные данные о всех параметрах учитывающихся при прохождении технического осмотра.

Проведение технического осмотра автомобиля включает в себя комплекс мер нацеленных на проверку всех основных систем, узлов и агрегатов транспортного средства, на предмет подтверждения исправности, пригодности и безопасной эксплуатации транспортного средства.

Либо выявлению дефектов препятствующих безопасной эксплуатации транспортного средства.

Процедура прохождения технического осмотра описана в постановлении N 1008 от 05.12.2011, и регламентируется требованиями к техническому осмотру транспортного средства находящемуся в эксплуатации.

Чтобы не перегружать Вас техническими терминами и лишней информацией, ниже мы подготовили максимально информативный перечень позиций, которые проверяются на Вашем автомобиле в процессе прохождения ТО.

Оператор технического осмотра проверяет следующее:

— Тормозная система транспортного средства:

Эффективность работы;

Разность тормозных сил колес одной оси;

Отсутствие утечек тормозной жидкости;

Отсутствие механических и коррозионных повреждений элементов тормозной системы.

— Исправность системы рулевого управления:

Обязательная проверка работоспособности усилителя руля при его наличии;

Проверка суммарного люфта рулевого управления;

Целостность элементов и деталей;

Работоспособность фиксатора рулевой колонки при наличии ее регулировки.

— Проверка внешних световых приборов:

Работоспособность головного света;

Углы регулировки и сила света фар;

Работоспособность тормозных сигналов и поворотников;

Отсутствие пленок и ламп запрещенных цветов (красного, синего).

— Стеклоочистители и стеклоомыватели:

Наличие и работоспособность.

— Шины и колеса:

Степень износа и повреждения шин;

Отсутствие трещин и следов от ремонта сваркой на колесных дисках;

Одинаковость шин, по меньшей мере в пределах одной оси. В случае с зимними шинами – наличие/отсутствие ошиповки на всех колесах.

— Двигатель:

Токсичность отработавших газов;

Отсутствие утечек топлива;

Правильность установки газобаллонного оборудования, при его наличии;

Соответствие нормам уровня шума выхлопной системы.

— Наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

По факту успешно пройденного осмотра, автолюбитель получает диагностическую карту, документ который подтверждает факт прохождения технического осмотра.

Ниже продемонстрируем примерный вид диагностической карты.

Имейте в виду, что сам бланк на котором печатается диагностическая карта, может отличаться. Либо он может быть отпечатан на обычном листе А4, но наличие печатей и подписи эксперта обязательны.

Структура самой карты идентична и строго регламентируется законом о техническом осмотре автомобиля.

Какие документы нужно предоставить в ГИБДД

Чтобы поставить автомобиль на учет, нужно собрать пакет документов. В него входят:

  • заявление установленного образца — бланк можно взять на сайте ГИБДД или непосредственно в отделении;
  • паспорт владельца или его доверенного лица (в последнем случае также необходимо предоставить надлежащим образом оформленную нотариальную доверенность);
  • документы на авто: это бумажная форма ПТС (если не оформлен электронный) и свидетельство о госрегистрации для подержанного автомобиля;
  • договор дарения, соглашение купли-продажи или другое документальное подтверждение права собственности;
  • страховой полис ОСАГО;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Диагностической карты в этом списке нет. Но это не означает, что ее не могут потребовать у владельца. Если речь идет об автомобиле для служебного пользования, то наличие техосмотра по-прежнему остается обязательным требованием. Следовательно, и диагностическую карту придется предоставить. Это касается и автомобилей для личного пользования старше 4 лет.

Но можно ли требовать карту для нового автомобиля — нет, сотрудники МРЭО не имеют права отказывать в регистрации владельцу, если он не предъявляет этот документ.

Предъявлять бумажную диагностическую карту не обязательно еще и по той причине, что с октября 2021 года она оформляется в электронном виде. В ГИБДД ее наличие могут проверить по базе. В бумажном виде предъявлять диагностическую карту нужно только при выезде за границу.

Зачем же нужен техосмотр?

Уже в 2015 году многие владельцы легковых авто стали проходить ТО для галочки. Но, несмотря на то, что штраф за отсутствие техосмотра в 2016 году и в 2021 для легковых автомобилей не предусмотрен, их владельцам все равно не удастся обойтись без ТО. Ведь диагностическая карта потребуется для оформления страховки. Так что игнорировать эту процедуру все же не стоит.

Еще много лет назад можно было столкнуться с обратной ситуацией: для прохождения техосмотра необходимо было предъявить страховку. Но в 2015 году наоборот стало невозможно получить страховку без наличия ТО.

Сегодня ни одна компания, которая заботится о своей репутации, не станет заключать договор с автовладельцем, автомобиль которого не был диагностирован. А, как известно, езда без страховки наказывается.

Штраф за отсутствие страховки может быть предъявлен абсолютно любому водителю:

  1. Если полис отсутствует, придется заплатить в казну не меньше 800 рублей. Кроме того, автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку.
  2. Если полис забыт или утерян, придется уплатить 500 рублей.
  3. Если водитель не отмечен в страховке, придется лишиться по меньшей мере 500 рублей.

Иногда инспекторы пытаются превысить собственные полномочия и назначить неверное наказание. Скажем, за оставленный дома полис может быть предъявлено также же взыскание, как и за его отсутствие. Поэтому любому водителю необходимо знать, какой штраф и в каких случаях полагается.

В связи с тем, что штраф за отсутствие оформленной диагностической карты у водителей личных авто не мог быть выписан уже в 2015 году, некоторые компании стали предлагать услугу оформления ТО и доставки документов на дом без выполнения диагностики авто. Автовладельцам, которые решились воспользоваться такими предложениями, стоит помнить о том, что на руки они получат поддельный документ, который не позволит оформить страховку.

Срок действия диагностической карты

Срок напрямую зависит от года выпуска ТС, об этом написано выше. Если совсем просто — в диагностической карте указана дата, до которой она действует, точно не ошибетесь. Теперь немного официальных вырезок:

Срок действия диагностической карты — период со дня выдачи диагностической карты до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра.

П. 9 ст. 1 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

В случае если Вы купили автомобиль с уже имеющейся диагностической картой, она продолжает действовать до момента истечения срока действия вне зависимости от смены собственника транспортного средства.

Талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств и международные сертификаты технического осмотра, выданные должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра, талоны технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра, выданные операторами технического осмотра, имеют равную юридическую силу и продолжают действовать до окончания срока их действия вне зависимости от даты их выдачи.

Ч. 2 ст. 32 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

Факт купли-продажи ТС не является основанием для проведения внепланового ТО (в случае если на данное ТС уже выдана действующая диагностическая карта).

Более детально и «на пальцах» рассказывали про сроки в отдельной статье — Периодичность прохождения техосмотра автомобиля.

Изменения в порядке проведения техосмотра

С 1 марта 2022 года специалистам нужно будет не просто проверять техническое состояние автомобиля, но делать фотографии с машиной. Ранее требовалось только фото автомобиля с двух сторон в начале осмотра и после. Теперь на фотографии должен быть виден автомобиль полностью и сам специалист в полный рост.

Изменения внесены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2021 года № 346 «О внесении изменений в требования к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта технического осмотра, утвержденные приказом Минтранса России от 31 марта 2020 г. № 97».

Изменения внесены для предотвращения выдачи диагностических карт онлайн. Среди специалистов, проводящих техосмотры, была распространена практика выдачи диагностических карт без фактического осмотра машины – дистанционно, а фото создавали с помощью приложений-редакторов по типу фотошопа. Теперь подделать фото станет сложнее.

Диагностическая карта изготавливается в электронном виде. В общей базе данных содержится информация о прохождении автомобилем осмотра и его результаты, фото по результатам осмотра. У каждого сотрудника ГИБДД есть доступ к базе данных.

Новый закон и новые сроки

Госдума РФ дополнила законопроект № 931192-7 (документ о наделении Правительства в условиях пандемии дополнительными полномочиями) нормой, меняющей сроки прохождения техосмотра и откладывающей вступление новых правил его прохождения на год. 2 апреля 2020 года этот законопроект подписан Президентом РФ.

  • Новые сроки прохождения техосмотра: раз в полгода обязаны теперь проходить технической осмотр следующие транспортные средства: используемые в качестве такси, если они старше пяти лет (ранее это обязательство было распространено на все такси); спецсредства для перевоза опасных грузов; учебные ТС старше 5 лет;
  • раз в год проходят техосмотр: используемые в качестве такси, если машине меньше пяти лет; личные автомобильные средства, возрастом старше 10 лет (раньше был обозначен другой возраст машин — старше 7 лет); автобусы; учебные ТС моложе 5 лет; грузовики, оборудованные для перевозок; прицепы и полуприцепы, с даты выпуска которых прошло более 10 лет; грузовики грузоподъемностью свыше трех с половиной тонн;
  • раз в два года осуществляется техосмотр: личных автомобильных средств, с даты выпуска которых прошло от 4 до 10 лет (раньше период был другой — от трех до семи лет); грузовиков грузоподъемностью меньше трех с половиной тонн; мототранспортные средства, а также прицепов и полуприцепов возрастом от 4 до 10 лет;
  • в отношении личных автомобильных средств младше четырех лет техосмотр можно не проводить. Раньше возраст машины был установлен другой — до 3 лет.

Чем грозит просроченный техосмотр при ДТП

Если у водителя, спровоцировавшего аварию, просрочен техосмотр, страховая компания имеет право на предъявление виновнику регрессного требования (в виде иска), размер которого эквивалентен выплаченным страховщиком суммам. Подобная практика применяется только к владельцам такси, автобусов, грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров и опасных грузов, и редко затрагивает рядовых участников дорожного движения.

Страховая компания имеет возможность воспользоваться правом регресса в отношении оператора техосмотра, если выданный им документ содержит сведения об отсутствии технических неполадок в транспортном средстве. При этом причиной произошедшего ДТП становится именно неисправность автомобиля, которая была выявлена в ходе ТО, но данные о ней не были отражены в бланке. Запрашиваемая сумма в иске, как и в предыдущем случае, будет равна выплаченным страховщиком денежным средствам.

Техосмотр с 1 марта 2021 года?

Когда вступят в силу новые правила техосмотра 2020-2021 годах, получать диагностическую карту станет сложнее:

  • возраст новых автомобилей, освобождаемых от ТО, увеличится на год. То есть, машины возрастом до четырех лет освобождаются от техосмотра;
  • меняется периодичность проверок на пунктах техосмотров и для других автомобилей. Машины в возрасте от четырех до десяти лет должны будут их посещать в обязательном порядке раз в два года, ежегодная процедура вводится только для выпущенные более десяти лет назад авто;
  • вышеперечисленные правила будут распространены и на другие транспортные средства: мотоциклы, прицепы и полуприцепы, мотоциклы и грузовые автомобили грузоподъемностью менее 3,5 тонн;
  • автобусы, грузовики грузоподъемностью более 3,5 тонн, учебные авто младше пяти лет будут проходить проверку ежегодно. Если эти ТС старше 5 лет они должны будут проходить ТС раз в полгода;
  • такси моложе пяти лет станут приезжать на пункты техосмотра всего раз в год, старше пяти лет – каждые полгода;
  • прохождение ТО будут снимать, фиксировать на пленку, причем по установленным правилам, с обязательным присутствием на фото регистрационного знака и т.д. Кроме фото будут фиксировать и координаты автомобиля при помощи спутниковой навигации.

Пандемия повлияла на планы властей по введению новых правил, срок их вступления в силу перенесен, однако, совсем от идеи усложнить процедуру они не отказались.

Мне нравится3Не нравится25

Нужно ли менять правила техосмотра автомобиле в России?
Да 21.79%

Нет 78.21%
Проголосовало: 179

Кто не сможет пройти техосмотр

При техосмотре проверяются все важные системы машины. Если будут найдены неисправности, положительное заключение не будет выписано. Пройти процедуру автовладельцы не смогут:

  • если будет выявлено подтекание рабочей жидкости из всех важных систем, включая двигатель, КПП, бортовые редукторы, кондиционер и т.д.;
  • если на фары машины была нанесена пленка или сделана тонировка на других оптических конструкциях;
  • если были обнаружены конструктивные изменения, которые не предусмотрены производителем;
  • когда владелец автомобиля не позаботился об аптечке, аварийном знаке, огнетушителе.

Также для прохождения ТО нужно предоставить пакет документов. Если будут отсутствовать бумаги, подтверждающие право собственности или полномочия транспортировать автомобиль (доверенность), могут возникнуть проблемы. Также владелец должен предоставить оператору действующие водительские права определенной категории и медицинскую справку.

Нужен ли техосмотр для оформления ОСАГО

Ранее при оформлении страхового полиса нужно было обязательно предъявить актуальную диагностическую карту. Уже в 2021 году появилась практика, при которой страховщики не просили диагностику. А с 1 марта 2022 года это правило закреплено законодательно. При этом возраст машины не имеет значения, даже если автомобиль старше 8 лет, техосмотр проходить не нужно. Не нужно его проходить и при возрасте авто старше 6 лет.

При этом у страховщиков появилось право требовать возмещения у виновника ДТП, если будет доказано, что ДТП произошло по причине технической неисправности автомобиля. Если у водителя будет на момент ДТП действующая диагностическая карта, требование о возмещении предъявить не получится. 

Негативные последствия отсутствия диагностической карты

Многие люди, обладающие личным автомобилем, не желают проходить техосмотр. Это обусловлено тем, что данная процедура является платной. Хотя частные водители не штрафуются за отсутствие диагностической карты, все равно ее отсутствие приводит ко многим негативным последствиям. К ним относится следующее:

  • не получится приобрести страховой полис ОСАГО или каско, так как работники страховых компаний непременно потребуют от клиентов предъявления диагностической карты, подтверждающей оптимальное состояние автомобиля;
  • если человек за счет отсутствия ТО не сможет приобрести страховой полис, то он не сможет воспользоваться автомобилем, так как если автоинспектор обнаружит отсутствие страховки, то водитель будет привлечен к ответственности;
  • если водитель, обладающий просроченной диагностической картой, попадает в аварию, то страховая компания откажется от выплаты компенсации, так как существует вероятность, что причиной такого происшествия выступало плохое техническое состояние автомобиля;
  • если у виновника аварии имеется действующий полис ОСАГО, но просроченная карта, то страховая фирма может потребовать от гражданина выплаты компенсации, причем процесс может выполняться принудительным способом через суд.

Уплачивается за езду без страховки и техосмотра штраф в размере 800 руб. Поэтому если у любого автовладельца отсутствует полис ОСАГО, то его может оштрафовать сотрудник ГИБДД.

Как должен проходить техосмотр

Чтобы пройти технический осмотр, как и раньше, нужно приехать на станцию техобслуживания с паспортом и документами на автомобиль. Оператор должен сверить данные и в случае несовпадения передать сведения в информационную систему ЕАИСТО, доступ к которой есть только у сотрудников полиции и страховых компаний. После этого он делает снимки авто так, чтобы на них были отчетливо зафиксированы госномер, дата съемки и местонахождение машины.

В ходе техосмотра мастера:

  • проверяют качество работы тормозов;
  • оценивают исправность световых приборов и рулевого управления;
  • проверяют работу стеклоочистителей и стеклоомывателей,
  • оценивают состояние колесных дисков;
  • проверяют, насколько сильно износились шины.

В 2022 году изменения коснулись порядка фотографирования авто во время технического осмотра. Такая мера принята для борьбы с мошенниками, которые подделывают снимки. Сегодня оператор должен фотографировать транспортное средство спереди и сзади. Помимо этого, должны внести требование, согласно которому фотографировать ТС нужно сначала спереди и сбоку, а затем сзади и сбоку. На каждом снимке рядом с автомобилем должен находиться проверяющий.

Теперь сотрудники ГИБДД не вправе штрафовать за несвоевременное прохождение технического осмотра, если по закону вы не обязаны его делать. А вот за отсутствие обязательной страховки штраф по-прежнему существует.

Оформить ОСАГО можно онлайн на официальном сайте компании на странице ОСАГО.

Кому, и в каком размере выписываются штрафы за отсутствие диагностики?

Для отдельных автомобилей, не пройденный техосмотр может стать поводом назначения штрафа. При этом стоит еще раз подчеркнуть, что от ответственности в этом случае освобождаются владельцы легковых автомобилей. Штрафование таких граждан может незаконно и будет расценено в дальнейшем как превышение со стороны сотрудника дорожной полиции полномочий.

К вышеуказанным группам автомобилей закон очень строг и в отсутствие обязательной диагностической карты у водителей:

  • такси;
  • пассажирских автобусов и маршруток;
  • грузовиков, где более 8-ми пассажирских мест;
  • транспортных средств, занимающихся перевозкой опасных грузов,

инспектор дорожной службы вполне может выписать штраф. Все перечисленные виды транспорта должны проводить диагностику не чаще раза в полгода. Штраф за отсутствие ТС предусмотрен для водителей, которые находятся за рулем машины, а не для владельца авто.

В этой связи, транспортные компаний, заинтересованные в длительном сотрудничестве с профессиональными водителями, заинтересованы в своевременном прохождении автомобилем диагностики. При первом нарушении штраф назначается в минимальном размере – 500 рублей, а при повторном – уже доходит до 800 рублей. Лишение прав и отправление авто на штрафстоянку является неправомерным со стороны госинспектора.

https://youtube.com/watch?v=5UejY4rID-o

Где сделать ТО в 2022 – 2023 году

Проходить техосмотр для обязательного автострахования в Москве необходимо только в следующих ситуациях:

  • постановка на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • совершение регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • совершение регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • соблюдение требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.

Во всех остальных случаях прохождение техосмотра теперь исключительно добровольное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *