Идёт ли заряд аккумулятора на холостом ходу двигателя

Зарядка АКБ при работе двигателя на холостом ходу

Несмотря на то, что строение автомобиля и принцип работы тех или иных агрегатов детально изучают в автошколе, многие водители интересуются вопросами, на которые может быть только утвердительный ответ. Один из таких вопросов — заряжается ли аккумулятор при работе двигателя на холостом ходу? Ответ будет однозначным — заряжается. Однако, если немного углубиться в техническую сторону вопроса, можно обнаружить массу особенностей.

Холостые обороты и принцип работы генератора

Холостые обороты — так называют специальный режим работы двигателя, во время которого коленчатый вал и все связанные с ним компоненты работают, но момент движения на колеса не передается. То есть автомобиль находится в неподвижном состоянии. Холостой ход необходим для прогрева двигателя и всех остальных систем. Кроме того, его можно использовать и для подзарядки аккумуляторной батареи, которая тратит много энергии на запуск двигателя.

На нашем портале vodi.su мы уделяли много вниманию элементам электрооборудования автомобиля, в том числе генератору и аккумулятору, поэтому не будем лишний раз останавливаться на их описании. Основные задачи аккумулятора скрыты в его названии — аккумуляция (накопление) электрического заряда и обеспечение работы некоторых из потребителей, когда машина стоит — противоугонная сигнализация, электронный блок управления, подогрев сидений или заднего стекла и так далее.

Основные задачи, которые выполняет генератор:

  • преобразование энергии вращения коленвала в электричество;
  • зарядка автомобильного аккумулятора во время холостого хода или движения транспортного средства;
  • питание потребителей — система зажигания, прикуриватель, системы диагностики, ЭБУ и пр.

Электроэнергия в генераторе вырабатывается вне зависимости от того, движется авто или стоит на месте. Конструктивно шкив генератора связан ременной передачей с коленчатым валом. Соответственно, как только коленчатый вал начинает крутиться, момент движения через ремень передается на якорь генератора и происходит выработка электрической энергии.

Зарядка аккумулятора на холостых ходах

Благодаря регулятору напряжения, напряжение на клеммах генератора поддерживается на постоянном уровне, который указан в инструкции к прибору и на этикетке. Как правило, это 14 Вольт. Если же генератор находится в неисправном состоянии и выходит из строя регулятор напряжения, выдаваемое генератором напряжение может значительно изменяться — понижаться или повышаться. Если оно слишком низкое, АКБ не сможет зарядиться. Если же превысит допустимый предел, то электролит начнет закипать даже на холостых оборотах. Также есть высокий риск выхода из строя предохранителей, сложной электроники и всех подключенных к автомобильной цепи потребителей.

Помимо напряжения, выдаваемого генератором, значение имеет сила тока. А она напрямую зависит от скорости вращения коленчатого вала. Для той или иной модели пиковый ток выдается на максимальной скорости вращения — 2500-5000 оборотов в минуту. Скорость же вращения коленчатого вала на холостых ходах составляет от 800 до 2000 об/мин. Соответственно, сила тока будет ниже на 25-50 процентов.

Отсюда приходим к выводу, если ваша задача — подзарядить аккумуляторную батарею на холостом ходу, необходимо выключить ненужные в данный момент потребители электричества, чтобы зарядка происходила быстрее. Для каждой модели генератора существуют детально разработанные таблицы с таким параметром, как тонкоскоростная характеристика автомобильного генератора (ТСХ). ТСХ снимается на специальных стендах и по статистике сила тока в амперах на холостых ходах для большинства моделей составляет 50% от номинальной величины на пиковых нагрузках. Этого значения должно быть вполне достаточно для обеспечения работы жизненно важных систем автомобиля и пополнения заряда АКБ.

Выводы

Из всего выше перечисленного приходим к выводу, что даже на холостых ходах аккумулятор заряжается. Однако, это возможно при условии, что все элементы электрической сети работают нормально, нет утечки тока, аккумуляторная батарея и генератор находятся в исправном состоянии. Кроме того, в идеале система построена таким образом, чтобы часть тока от генератора шла на АКБ для компенсации затраченных на пусковой ток ампер.

Как только АКБ заряжается до нужного уровня, срабатывает реле-регулятора, которое отключает подачу тока на стартерную батарею. Если же по каким-то причинам зарядки не происходит, АКБ начинает быстро разряжаться или, наоборот, электролит выкипает, необходимо диагностировать всю систему на исправность компонентов, на наличие короткого замыкания в обмотках или утечек тока.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Что делать, если аккумулятор полностью разряжен

Многие автопроизводители утверждают, что одна полная зарядка хуже скажется на работе АКБ, чем несколько полных разрядок. Конечно же, постоянно доводить аккумулятор до такого состояния не нужно, но и отчаиваться, если он полностью сел, тоже не стоит.

При постановке АКБ на зарядку важно соблюдать полярность

Возможно, что после глубокого разряда АКБ потеряет часть своей емкости, но его работоспособность все же сохранится. При глубокой разрядке понадобится ЗУ профессионального уровня или специалист достаточной квалификации. Поэтому наиболее безопасным решением проблемы будет обращение в автосервис, где профессионалы реанимируют АКБ.

Если АКБ «вырубилась» вдали от дома прямо на автомобиле, можно попробовать «прикурить» от аккумулятора другой машины

Однако перед этим нужно обратить внимание на контакты, обеспечить качественное соединение. Если на клеммах присутствует белесый налет, его нужно убирать

Далее заряд будет происходить от генератора. Однако лучше попробовать восстановить аккумулятор дома, используя современные ЗУ, которые не требуют вмешательства со стороны и сами контролируют процесс.

Значения потребления энергии разным оборудованием

Когда зарядка вашего аккумулятора на так называемом «холостом ходу» не даёт должного результата, то виновниками могут оказаться некоторые потребители, включенные в бортовую сеть. Такие электроприборы, в зависимости от марки машины или модели электрооборудования, способны оттягивать на себя до четверти киловатта. Рассмотрим таблицу популярных «пожирателей» энергии в машине.

Внутренняя подсветка салона и габариты 40-45 Вт
Ближний/дальний плюс противотуманки 200-250 Вт
Вентилятор обогревателя max 200-220 Вт
Заднее стекло (обогрев) 100-150 Вт
Топливный насос 75-80 Вт
Аудиосистема >100 Вт

Суммарная потребляемая мощность оказывается достаточно весомой, чтобы выдержать одному генератору без помощи АКБ. При наступлении определённых значений связанная проводкой система обязательно для снижения перегруза будет переключаться на частичный отъём энергии от батареи.

Про генератор

Если честно, когда работает мотор, то снабжение электричеством практически всех цепей, происходит генератором – АКБ просто заряжается и все! На генератор идет вся нагрузка, он отдувается за все электрические процессы, начиная от генерации искры на свечи, прокачки топлива от бензонасоса, до работы фар и магнитолы.

Однако в критические моменты, скажем ночью в дождливую погоду, когда вы включаете все приборы подогрева зеркал, стекол, кондиционер, фары и т.д. генератор может не справляться – тогда умная электроника начинает черпать недостающую энергию из аккумулятора. Получается тандем АКБ + генератор. После того как что-то из цепи выключается, например подогрев зеркал, эта подпитка может также отключиться, потому как генерируемой мощности достаточно.

Почему зарядка есть на оборотах и нет на холостых?

Если на холостом ходу уровень заряда ниже нормы, но при поднятии оборотов напряжение повышается, в системе зарядки имеется неисправность. Возможные причины:

отсутствует питание обмотки возбуждения при включении зажигания. Ток на выводах обмотки ротора обеспечивает первоначальное возбуждение генератора. Возбуждающее напряжение подается через электронный блок управления либо обычную лампочку накаливания, установленную в приборной панели (индикатор низкого заряда АКБ). Напряжение на обмотках необходимо для создания магнитного поля вокруг ротора, что при запуске двигателя позволит сразу снимать электрический ток с обмоток статора. Если первичное напряжение на обмотке отсутствует, генератор сможет вырабатывать ток лишь по достижении эффекта самовозбуждения. Магнитное поле вокруг ротора создается за счет остаточного магнитного потока, образованного стальными частями магнитопровода;

  • неисправность или граничный износ отдельных деталей генератора;
  • паразитное сопротивление на клеммах подключения генератора. Речь об окислах и ржавчине в местах установки гибкой «массы» на двигателе, подключении клеммах АКБ и генератора. Также падение напряжения возникает при недостаточном сечении либо повреждении силового провода контакта D генератора. В таком случае генератор может выдавать рабочее напряжение, но из-за паразитного сопротивления происходит падение силы тока в цепи от установки до аккумулятора.

О мощности генераторов в разных машинах

Рассчитать предельное значение мощности сможет каждый школьник, учивший по физике раздел электричества. Достаточно работу перемножить со временем, в течение которого она проводилась. Сама работа рассчитывается, исходя из текущих значений напряжения и силы тока. В большинстве легковушек бортовая система рассчитывается на то, что потребители будут отбирать в среднем порядка 1000 Вт.

В том случае, когда у вас в авто увеличивается количество электрических потребителей, то следует подумать не только о поднятии емкости аккумулятора, но и о замене генератора на более мощный. Это позволит заряжаться АКБ даже на холостых оборотах двигателя.

О мощности генераторов в разных машинах

Рассчитать предельное значение мощности сможет каждый школьник, учивший по физике раздел электричества. Достаточно работу перемножить со временем, в течение которого она проводилась. Сама работа рассчитывается, исходя из текущих значений напряжения и силы тока. В большинстве легковушек бортовая система рассчитывается на то, что потребители будут отбирать в среднем порядка 1000 Вт.

В том случае, когда у вас в авто увеличивается количество электрических потребителей, то следует подумать не только о поднятии емкости аккумулятора, но и о замене генератора на более мощный. Это позволит заряжаться АКБ даже на холостых оборотах двигателя.

Последовательность действий

Процедура производится в определённом алгоритме, нарушение которого может привести к снижению эффективности регулировки. Чтобы сделать всё правильно, необходимо:

  1. Разобрать карбюратор и продуть каналы, топливный жиклер и эмульсионную трубку при помощи компрессора.
  2. Найти винт количества и отрегулировать зазор дроссельной заслонки так, чтобы минимальное значение составило примерно 1,5 мм. Когда процедура регулировки завершится, надо убедиться, что выходное напряжение находится в пределах от 210 до 235 В. Лучшим решением будет найти баланс между напряжением и числом оборотов.
  3. Отыскать винт качества смеси холостого хода, с большой долей вероятности имеющий конусовидный кончик. Отверстие, в котором он располагается, выходит в канал диффузора между впуском цилиндра и дроссельной заслонкой. Его необходимо закрутить до упора, после чего отвернуть на 2 или 3 оборота до получения стабильного функционирования на холостом ходу и при холодном запуске.


Определить результат процедуры можно, если вставить чистую свечу и запустить генератор на несколько минут. Присутствие рыхлого и тёмного нагара говорит о том, что регулировка не дала положительных результатов. Процесс придётся повторять, пока свеча не будет оставаться чистой после проверки. Требуется постепенно откручивать или закручивать винты, чтобы избавиться от образования нагара.

Принцип работы автомобильного генератора

Электрический генератор представляет собой миниатюрную электростанцию, преобразующую кинетическую энергию в электричество. Источником этой энергии является двигатель транспортного средства, коленвал которого посредством ременной передачи вращает вал генератора. На валу закреплены магниты, которые при взаимодействии с внешней обмоткой генерируют электрическое поле, которое и используется для питания потребителей электроэнергии автомашины. Одним из таких потребителей является аккумулятор, использующий полученный заряд для накопления химической энергии, используемой при пуске силового агрегата.

Бытует мнение, что пока двигатель работает, аккумулятор постоянно заряжается. Это не так – по мере накопления заряда характеристики батареи (напряжение на клеммах, плотность электролита) изменяются, и при достижении некоего критического значения зарядка прекращается. Отвечает за этот процесс реле-регулятор, относящийся к генераторному блоку. Не будь такого ограничения, АКБ получала бы лишний заряд, который бы тратился на разогрев электролита. Жидкость бы выкипала, пластины оголялись, и такой сценарий привёл бы к быстрой кончине аккумулятора.

Но, оказывается, батарея на работающем двигателе может не только принимать заряд, но и отдавать его, если генератор не справляется с обеспечением электроэнергией всех электрических приборов и оборудования.

Так что процесс взаимодействия АКБ и генератора – довольно сложный и слаженный. В противном случае проблемы неизбежны.

Советы по продлению жизни АКБ

Как и любой другой узел транспортного средства, автоаккумулятор нуждается в заботе и уходе. Предлагаем вашему вниманию перечень мероприятий, которые помогут продлить жизнь батарее по крайней мере до заявленных производителем величин:

  • производите подзарядку АКБ от сети примерно раз в полгода, независимо от степени его заряда. Если есть время и желание, лучше выполнить полный контрольно-тренировочный цикл,
  • тщательно следите за состоянием электропроводки, исправностью потребителей тока и генератора, не допуская утечек тока – распространённой болезни современных авто,
  • поскольку подавляющее большинство предлагаемых рынков АКБ – необслуживаемые, регулярно производите замеры плотности/уровня электролита (делать это нужно после подзарядки батареи),
  • следите за чистотой полюсных выводов и клемм, для предотвращения коррозионных процессов на них наносится специальная смазка,
  • сама батарея должна быть чистой, поскольку слой грязи, особенно влажный, приводит к саморазряду АКБ.

Стоимость нового аккумулятора достаточно высока, и наличие вышеописанных проблем может привести к тому, что менять их придётся едва ли не ежегодно

Поэтому итак важно уметь определять и устранять причину быстрого разряда автомобильной батареи

Значения потребления энергии разным оборудованием

Когда зарядка вашего аккумулятора на так называемом «холостом ходу» не даёт должного результата, то виновниками могут оказаться некоторые потребители, включенные в бортовую сеть. Такие электроприборы, в зависимости от марки машины или модели электрооборудования, способны оттягивать на себя до четверти киловатта. Рассмотрим таблицу популярных «пожирателей» энергии в машине.

Внутренняя подсветка салона и габариты 40-45 Вт
Ближний/дальний плюс противотуманки 200-250 Вт
Вентилятор обогревателя max 200-220 Вт
Заднее стекло (обогрев) 100-150 Вт
Топливный насос 75-80 Вт
Аудиосистема >100 Вт

Суммарная потребляемая мощность оказывается достаточно весомой, чтобы выдержать одному генератору без помощи АКБ. При наступлении определённых значений связанная проводкой система обязательно для снижения перегруза будет переключаться на частичный отъём энергии от батареи.

Сколько должен выдавать генератор для зарядки аккумулятора

В автомобиле за зарядку аккумулятора отвечает автомобильный генератор. Фактически, это устройство, которое приводится от двигателя и преобразует механическую энергию в электрическую. В свою очередь, АКБ автомобиля, расходуя часть заряда на запуск двигателя и на поддержание питания в бортовой сети, когда двигатель заглушен, нуждается в активной подзарядке.

Если система исправна, аккумулятор подзаряжается от генератора, при этом не происходит как недозаряда аккумуляторной батареи, так и перезаряда. Однако в процессе эксплуатации автомобиля по ряду причин могут возникать неполадки. Результат- аккумулятор выходит из строя. При этом «здоровье» батареи ухудшается во всех случаях (если батарея сильно разряжена, имеет место постоянный разряд, если перезаряжена, аккумулятор кипит).

Так или иначе, в подобной ситуации необходима диагностика. Далее мы рассмотрим, сколько выдает генератор автомобиля в норме, почему генератор не дает зарядку на АКБ, по каким причинам возникает перезаряд, какое напряжение должно быть на аккумуляторе и т.д.

Причина №1. АКБ сильно садится во время стоянки

Диагностируется следующим образом. Сразу после постановки автомобиля на стоянку после дневной эксплуатации замеряется плотность электролита. Допустим, она в норме, и показывает, что АКБ зарядилась на 100%. Однако на следующий день аналогичные измерения показывают снижение плотности. Проверка напряжения батареи в состоянии покоя тоже говорит о том, что батарея изрядно разрядилась.

В таких случаях, если аккумулятор исправен (например, он новый), в большинстве случаев виноваты большие токи утечки. Чтобы их измерить, надо мультиметр переключить в режим амперметра с диапазоном измерения до 10 А, и подключить его в разрыв отсоединенной клеммы аккумулятора. То есть сделать так, чтобы токи потекли с одной из клемм АКБ на соответствующий силовой провод (который вы отсоединили).

Нормой считается ток в пределах 0,07 А. На разных автомобилях он может заметно отличаться. Но, если у вас показывает больше указанного значения, это плохо. Надо искать, что потребляет так много, и устранять причину. Проще всего это делается путем поочередного извлечения предохранителей и наблюдения за реакцией амперметра.

Теперь допустим ситуацию, когда токи утечки находятся в норме, но теоретически исправная АКБ (почти новая или новая) на утро все равно разряжается. В таком случае надо проверить на утечку токов саму батарею. Для этого ее надо отсоединить от бортовой сети, и замерить напряжение между плюсовой клеммой и разными участками на ее корпусе. На приборе должны быть нули. Если между клеммой и корпусом есть напряжение, то, скорее всего, батарея просто грязная, и ее надо тщательно помыть.

Заряжается ли АКБ на холостом ходу?

Аккумулятор подзаряжается на холостом в том случае, если вырабатываемый генератором ток превышает суммарное потребление включенных электроприборов, АКБ. Напряжение с клемм генератора, которое подается к бортовой сети, превышает фактическое напряжение на выводах АКБ до запуска двигателя – аккумулятор заряжается.

Когда система зарядки на автомобиле полностью исправна, генератор даже на холостых оборотах способен покрыть основные эксплуатационные потребности: свет фар, обогрев стекла/зеркал/сиденья, вентилятор отопителя, мультимедия и т.д.

Если большое количество потребителей включены на авто с разряженным аккумулятором, суммарное потребление тока превысит Iхд, вследствие чего аккумулятор не будет заряжаться, а напряжение сети может снизиться. Посаженная АКБ до момента полной зарядки – один из мощнейших потребителей бортовой сети, что нужно учитывать при проверке генератора.

Значения потребления энергии разным оборудованием

Когда зарядка вашего аккумулятора на так называемом «холостом ходу» не даёт должного результата, то виновниками могут оказаться некоторые потребители, включенные в бортовую сеть. Такие электроприборы, в зависимости от марки машины или модели электрооборудования, способны оттягивать на себя до четверти киловатта. Рассмотрим таблицу популярных «пожирателей» энергии в машине.

Внутренняя подсветка салона и габариты 40-45 Вт
Ближний/дальний плюс противотуманки 200-250 Вт
Вентилятор обогревателя max 200-220 Вт
Заднее стекло (обогрев) 100-150 Вт
Топливный насос 75-80 Вт
Аудиосистема >100 Вт

Суммарная потребляемая мощность оказывается достаточно весомой, чтобы выдержать одному генератору без помощи АКБ. При наступлении определённых значений связанная проводкой система обязательно для снижения перегруза будет переключаться на частичный отъём энергии от батареи.

Увеличение срока службы аккумулятора автомобиля

В среднем срок службы аккумулятора составляет 3 года. Иногда производители устройств могут обещать до 5 лет эксплуатации. При бережном отношении к АКБ использовать ее можно намного дольше. Для увеличения срока эксплуатации не рекомендуется использовать батарею, если она уже достаточно разряжена. Особенно это касается зимнего периода, когда нагрузка увеличивается.

При работах с аккумулятором стоит использовать защитные перчатки и очки

Клеммы АКБ нужно периодически чистить и следить за тем, чтобы на корпусе не было подтеков электролита, грязи или мусора. Также нужно временами чистить вентиляционные отверстия

Обратите внимание на то, насколько хорошо зафиксировано устройство, поскольку аккумуляторы плохо переносят вибрацию, и в результате с пластин осыпается активная масса

Специалисты рекомендуют обязательно следить за тем, нет ли утечки тока. В современные машины устанавливают огромное количество гаджетов и разнообразной электроники, которая подпитывается от АКБ. Конечно же, разрабатываются такие приборы с учетом того, что они должны потреблять минимальное количество электроэнергии.

Один из новых способов продления службы батареи – использование термокейса. Он поможет сохранить температуру зимой и не допустит переохлаждения. Но стоит заметить, что такая вещь будет полезной только в том случае, если она с подогревом.

Сколько нужно проехать, чтобы зарядить автомобильный аккумулятор

А вот этот вопрос имеет значительную практическую ценность, поскольку в основном батарея заряжается именно при движении.

Увы, но в этом вопросе имеется и «подковырка»: многие автовладельцы искренне убеждены, что проехав расстояние порядка 500 километров, они обеспечат аккумулятору лучший заряд, нежели при перемещении на 100 километров. В действительности зарядка идёт не постоянно, как считают многие, а до достижения батареей определённого уровня заряда, после чего генератор отключает эту цепь, сосредоточившись на обеспечении питанием бортовой сети. За определение состояния зарядки АКБ отвечают соответствующие датчики и регулятор напряжения.

При выходе их из строя зарядка действительно может продолжаться постоянно, что станет причиной перезаряда батареи и закипания электролита. Если вовремя не устранить неисправность, выкипание жидкости может привести к оголению пластин, в результате чего они начнут разрушаться.

Рассмотрим сначала, сколько километров надо проехать для зарядки аккумулятора в тёплое время года.

Когда температура снаружи стабильно высокая, процесс зарядки во время движения осуществляется с наибольшей интенсивностью. Достаточно 30–50 минут езды на повышенных оборотах, чтобы аккумулятор полностью восстановил запас потраченной на пуск двигателя энергии. Приведённые значения справедливы для не сильно разряженных АКБ.

Если перевести в километры, то за указанное время можно преодолеть от 30 до 100 километров. Необходимо учесть, что при утопленной в пол педали акселератора подача тока на аккумулятор будет отключаться, так что ездить, злоупотребляя такими режимами, не стоит. Напротив, при простаивании в пробках нужно часто подгазовывать, это предотвратит переключение цепи питания потребителей на аккумулятор из-за недостаточной мощности, развиваемой генератором.

А сколько нужно проехать, чтобы зарядить АКБ машины зимой? По понятным причинам в холодное время года на восстановление заряда АКБ требуется больше времени, обычно это 60–100 минут. Если возможности прямолинейной езды на высокой скорости отсутствуют, время зарядки может увеличится до 120–150 минут, при этом автомобиль может проехать до 150 километров. Действительно, зимой снег и гололёд – серьёзные факторы, ограничивающие скорость движения транспортных средств.

Кроме температурных, на время зарядки АКБ могут влиять следующие факторы:

  • состояние аккумулятора (чем старее батарея, тем меньше времени уйдёт на зарядку, поскольку у подержанных аккумуляторов ёмкость сильно падает по сравнению с номинальной);
  • время суток (ночью автомобиль вынужден ехать с включенными фарами, увеличивая нагрузку на генератор, он будет отдавать АКБ остаточную мощность);
  • исправность электропроводки (ослабевшие, загрязнённые или окислившиеся контакты, клеммы, повреждённые провода снижают эффективность зарядки).

Наконец, стоит принимать во внимание и уровень оснащения автомобиля электроприборами – их суммарная мощность должна соответствовать характеристикам генератора, в противном случае аккумулятор не будет заряжаться полностью, особенно при городском режиме передвижения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *