Рулевая рейка: ремонт или замена на новую

Замена рулевой рейки

Замена этого механизма предусматривает частичную разборку передней подвески. Как минимум придется открутить гайку пальца рулевого наконечника и выпрессовать последний из поворотного кулака или рычага, а также открутить болты или гайки крепления рейки к кузову. Если машина оснащена гидроусилителем, то придется частично разобрать гидросистему, отсоединив от распределителя подающую и возвратную магистрали.

Замена рулевой рейки

Преимущество замены перед ремонтом узла в том, что вам не придется тратить время на ожидание запчастей. Достаточно лишь поставить на место новый механизм и подключить его к подвеске и рулевому валу.

Когда нужна замена рейки

Ответ на этот вопрос зависит от следующих факторов:

  • стоимости восстановления агрегата до состояния нового;
  • доступности запчастей и времени их ожидания;
  • стоимости и доступности нового, бывшего в употреблении (б/у) или восстановленного механизма.

Если достать какую-то деталь сложно или приходится несколько месяцев ждать ее доставки, а на новый агрегат нет денег, то можно взять подержанную, но в хорошем состоянии, рейку с разборки. А поломанную отложить и потом починить, пусть будет на всякий случай.

Такой вариант позволит без спешки восстановить старую рулевую рейку до состояния новой, после чего либо оставить ее про запас, либо установить на автомобиль, а подержанную оставить на всякий случай или продать. Выбирая установку подержанного узла, не забудьте проверить его исправность. О том, как это сделать, читайте в статье «Как проверить рулевую рейку при покупке».

Новая рулевая рейка

Установка нового устройства избавляет вас от необходимости ремонтировать старый агрегат. Но его покупка обходится недешево, особенно если машина из престижных классов и малоизвестной в России марки

При этом важно правильно выбирать рейку, ведь одно дело поставить оригинальную модель устройства того же производителя, что используют на заводе и, совсем другое, установить аналог от неизвестно кого

Новая рулевая рейка

Второй вариант будет стоить заметно меньше. Но сколько он прослужит, не знает никто. Возможно, пройдет до первого ремонта 50–100 тысяч км, а может потребовать замены какой-то детали уже через 5–15 тысяч км.

Б/У с разборки или с рук

Состояние Б/У агрегатов колеблется от почти нового до пригодного лишь к сдаче на металлолом, поэтому крайне важно перед покупкой проверять состояние рулевой рейки. Скорее всего, она будет требовать мелкого ремонта, как минимум, замены пыльников и опорной втулки, но, если позволяют финансы, лучше сразу же капитально отреставрировать ее

Это увеличит ваши затраты, зато вы получите устройство в состоянии нового, благодаря чему оно прослужит без серьезных поломок не один десяток тысяч километров.

Если же пренебречь заменой частично изношенных деталей, то новый ремонт потребуется через 5–10 тысяч км пробега, а в особо неудачных случаях, даже раньше. Крупные разборки перед выставлением узла в продажу, проводят его проверку. Благодаря чему покупатель сразу же может оценить состояние механизма и определить для себя, допустимо ли ему ставить такую рейку на машину или лучше ее сначала восстановить.

Если же механизм продает обычный автовладелец, то он вряд ли сможет объективно оценить ее состояние. Поэтому проверять агрегат вам придется самостоятельно, что открывает большие возможности для торга и снижения цены.

Восстановленная рейка

Нередко магазины предлагают покупателям восстановленные агрегаты, в том числе рулевые рейки. По своему техническому состоянию они почти не отличаются от оригинальных, поставленных напрямую с завода, но обходятся гораздо дешевле. Восстановленные устройства изготавливают из тех, в которых обнаружен заводской брак, или бывших в эксплуатации, устанавливая вместо дефектных деталей новые.

Восстановленная рейка

Тем не менее восстановленные устройства, особенно от малоизвестных производителей, уступают по надежности (ресурсу) новым рейкам под известными брендами, хотя являются полностью аналогичными по всем установочным параметрам. Процесс восстановления не отличается от обычного ремонта. В механизме поврежденные компоненты заменяют на новые, возвращая агрегат к исходному состоянию.

Признаки неисправностей в рулевых рейках

  • При езде по довольно ровной дороге проявляется стук, исходящий из района данного узла;
  • Подтекание смазки гидросистемы;
  • Проявляются постукивания в районе рулевого штурвала;
  • На заведенном агрегате – шумы насоса;
  • Руль туго вращается или появился нештатный люфт.

Список набора

Что надо покупать, если вы собрались поменять ремкомплект (сами или на станции техобслуживания)? Нужны в первую очередь: валовые втулки опорные, сальники, а еще пригодятся кольца гидробарьерные и резиновые уплотнители. Как правило, все эти запчасти можно купить сразу набором. Ну а если чего-то не найдется у продавца – обязательно докупите у другого, чтобы потом два раза не бегать. Не забудьте о смазке: ею будет необходимо промазывать, к примеру, гнезда втулок.

Замена: как не ошибиться

Сам по себе процесс довольно несложный. Зато мотивация достаточно сильная: все-таки, при помощи установки комплекта заботишься не только о своей комфортной езде, но и об увеличении ресурса узла.

  • Снимаем саму рейку, отсоединяя болт вала, отогнув фиксаторы по краям;
  • Разбираем узел при помощи набора нужных ключей. Должно получиться так: пружина, гайка, упор, кольцо;
  • Пыльник демонтируем, стаскиваем кольцо стопора, подшипник скручиваем, а вал снимаем;
  • Приступаем непосредственно к установке ремкомплекта: выбираем втулку опоры, смазкой промазываем гнездо и вставляем новую запчасть на место. Меняем и сам подшипник;
  • Меняя новый сальник, придется больше попотеть, но и это задача вполне реальная. Стучим по сальнику, чтоб встал на место, как можно аккуратней, и без экстрема;
  • Складывая вновь конструкцию, требуется саму рейку монтировать в корпус и ставить вал на свое штатное место. Защепить гайку кольцом стопора и завинчивать. Затем – пыльник также ставить, куда ему положено. Работа подходит к концу. Остается проверить, ушли ли проблемы, приведшие нас к такому ремонту.

Что ломается чаще всего

Чтобы разобраться, что и почему ломается в рулевых рейках чаще всего, необходимо оценить условия эксплуатации автомобиля. Если машина ездит по городским дорогам, а ее владелец вовремя проводит ремонт, подвергая замене детали не по степени износа, а по времени пробега, то чаще всего причиной проблем становится износ зубчатого штока и ведущего вала. Его часто, хоть и неправильно, называют червяком. Но ремонт или замена этих компонентов, при хорошем уходе за машиной, требуется через 10–30 лет эксплуатации, в зависимости от того, насколько активно владелец пользуется машиной.

Если водитель ездит по хорошим дорогам, но во время обслуживания заменяет на новые лишь те комплектующие, которые полностью вышли из строя или капитально изношены, то частой проблемой становится стук, вызванный плохим состоянием опорной втулки. Еще одной причиной стука нередко становится неправильное подтягивание рулевого механизма или высыхание смазки в нем, что приводит к изменению формы зубчатого штока уже через 10–50 тысяч км.

Когда владелец авто пренебрегает обслуживанием своего «железного коня», то неисправность может появиться в любом месте. Причем сначала это может быть порванный пыльник, из-за которого грязь попадает внутрь рулевой рейки. Но в этом случае ремонт несложен, а замена на новую деталь требуется лишь пыльнику.

Так выглядит порванный пыльник

Если же дефектом пренебрегли, то уже вскоре смесь грязи и смазки превращается в абразивную пасту, сильно повреждает редуктор. После чего требуется уже капитальный ремонт и замена вала и штока на новые детали.

В рулевых рейках с гидроусилителем (ГУР) чаще всего изнашиваются уплотнители, после чего руль становится более тугим и агрегату требуется ремонт. В несильно запущенных случаях удается обойтись лишь установкой новых сальников или манжет. Но в тяжелых случаях одной замены недостаточно, приходится фрезеровать корпус распределителя и вставлять в него ремонтный стакан. В рулевых механизмах с электрическим усилителем (ЭУР) наиболее частой проблемой становятся плохие контакты.

Снятие рейки: пошаговая инструкция

Стопорный болт рулевого кардана

Как снять рулевую рейку, вне зависимости от модели автомобиля? Работы проводятся в 4 этапа.

  1. Крестовины крепления ослабляются (для доступа к ним следует заглянуть под тормозную педаль внутри салона автомобиля). Для его освобождения достаточно отвинтить всего 1 гайку, поскольку механизм крепления реализован по принципу хомута.
  2. Проводя восстановление или ремонт рулевой, необходимо вернуться в зону под капотом и при помощи рулевой освободить хомутные фиксаторы.
  3. Проделав простые манипуляции, рейка окончательно освобождается, достаточно просто снять ее: возьмитесь за основание корпуса обеими руками и начните аккуратно и медленно расшатывать, параллельно подтягивая ее к себе.

Производим снятие рейки

4.После отсоединения всех фиксаторов и креплений, необходимо вытащить рулевую рейку, воспользовавшись отверстием в арочном колесном пространстве: проверните ее сначала влево, а затем вправо (как получится), дабы в конструкционную выемку попал шлицевой вал.

Демонтаж рейки

Мастера рекомендуют проводить работы максимально аккуратно. Замена рулевой рейки не должна привести к повреждению электропроводки или топливного шланга. Без помощника здесь не обойтись. Установка новой рейки начинается исключительно по факту излечения старой.

Свой процесс по монтажу нового механизма проводят в обратном порядке. При помощи графитовой смазки или обычного солидола обрабатываются посадочные участки шпилек, они же очищаются щёткой. Чтобы тяга в автомобиле не падала, открываются все заглушки в новой рейке, и они наполняются литолом.

Новая рейка рулевая

Рейку вращают вокруг своей оси, но плавно, дабы исключить вероятность повреждения проводки.

Настоятельно рекомендуем посмотреть тематическое видео о собственноручном снятии рулевой рейки, представленное ниже.

Какие инструменты потребуются для работ

Требуемые инструменты

Для того чтобы сменить вышедший из строя или плохо функционирующий механизм, необходимо заблаговременно подготовить определенный набор инструментов:

  • деревянные подпорки;
  • жидкий ключ;
  • тонкая отвёртка;
  • средний молоток;
  • набор торцевых ключей и комплект головок с трещоткой;
  • съёмник для наконечников.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как что-либо поменять настоятельно рекомендуем ознакомиться с сервисным мануалом, где последовательно описан весь процесс и советы по его выполнению. Как правило, в первую очередь необходимо выполнить 3 шага:

  1. Машину следует установить на максимально ровный участок, а после этого заблокировать стояночный тормоз. Для фиксации транспортного средства под колеса необходимо подложить кирпичи.
  2. Руль устанавливается в нейтральное положение.
  3. Затем необходимо ослабить гайки колёс, причём делать это необходимо поочередно.

Ослабление колёсных гаек

Завершив предварительные работы, автомобиль ставят на домкрат и с одной из сторон снимают колесо. После чего машина опять опускается, но уже на подставленные деревянные опоры. Аналогичным образом следует снимать колёса и с другой стороны. Описанные шаги направлены в первую очередь на то, чтобы получить доступ к рулевым наконечникам, что в разы упростит снятие рулевой рейки.

Отвинчиваем абсорбер

Пока жидкая консистенция уничтожает ржавчину, имеет смысл заглянуть под капот и освободить зону для доступа к проблемному механизму. Для того чтобы снять рулевую рейку необходимо извлечь сирену сигнализации и газового адсорбера, предварительно отвинтив соответствующие клеммы. Извлеченные решения убираются, дабы не мешать.

Демонтаж наконечников

Специалисты акцентируют внимание на том, что очень часто рулевая рейка заменяется вместе с наконечниками. Они демонтируются при помощи обычного съёмника или выбиваются молотком

При помощи пассатижей вынимается шпонка из гайки крепления, после чего она откручивается.

Снимаем рулевые наконечники

Под резиновый уплотнитель следует вставить вилкообразное крепление, а верхнюю часть пальца завести на основание болта наконечника. Гайка съёмника подкручивается до максимума, а после молотком проводится удар по стоечному креплению, благодаря чему наконечник можно без проблем извлечь. Снятие и установка всех элементов должна проводиться предельно аккуратно.

Почему исправность рулевой рейки так важна?

Рулевая рейка – это устройство для преобразования усилий водителя при воздействии на руль, а, следовательно, и на колеса, необходимость в этом возникает при повороте, как вы уже догадались. Существуют гидравлическая, механическая и электрическая рулевые рейки. Принцип их действия различен. Практически все легковушки используют первую разновидность этого узла. Многие ощутили это на себе, ведь благодаря гидравлическому усилителю руля для управления не нужно прилагать особых усилий.

Механическая же система очень проста: на ее конце зубчатый механизм взаимодействует с зубчатой рейкой, а она – с рулевым приводом. А вот отличие электрической рейки от гидравлической состоит в том, что автомобиль в данном случае оснащен электродвигателем, который и совершает дополнительные действия, чтобы облегчить нам работу. Расположение этой детали зависит от марки машины: при верхнем расположении она находится позади мотора, прикрепляясь к кузову, а, соответственно, при нижнем расположении она проходит снизу от двигателя.

Почему так важно содержать рейку в исправном состоянии?

Любой водитель знает, что рулевая рейка нужна для преобразований усилий вращения рулевого колеса на изменение положения колес по вертикальной оси. В настоящее время, автомобили комплектуются гидравлическим, механическим и электрическим усилителем руля. Первый вариант является самым распространенным и облегчает усилие, прилагаемое на руль, создавая комфортное управление автомобилем. Механический усилитель, в свою очередь, является самым простым и надежным и состоит из зубчатой рейки и зубчатого вала. Эти два элемента в процессе взаимодействия создают новое усилие для поворота колес. Последний вариант дополняется электрическим двигателем, который делает 60 процентов работы водителя при повороте автомобиля.

Исправность рулевой рейки является залогом безопасности на дороге. Именно она осуществляет поворот колес и при ее неисправности может случиться такое, что колеса повернут в одну сторону, в то время как руль крутили в другую. Эта неприятность является самой основной причиной отказа рулевого управления и чаще всего, водители попадают в ДТП. Чтобы предотвратить отказ рулевого управления, необходимо грамотное техническое обслуживание и проведение своевременного ремонта рулевой рейки.

Признаки неисправностей

Рулевая рейка – это деталь, которая поддается износу, независимо от качества эксплуатации автомобиля. Быстрота износа зависит от качества автомобильных дорог и стиля езды водителя. После того, как деталь приходит в негодность, она «дает о себе знать» с помощью многочисленных признаков и симптомов.

Признаки неудовлетворительного состояния рейки, определяемые в процессе вождения:

  • утечка жидкости из гидравлической системы;
  • появление различных стуков и вибраций в рулевом колесе;
  • стук в передней подвеске при езде по неровным дорогам (не стоит путать со стуком, издаваемым шаровыми опорами);
  • во время работы двигателя шумит насос гидравлической системы;
  • появление люфта в рулевом колесе, превышающего норму (более 10 процентов);
  • тугой поворот руля, нестабильное поведение рулевого управления в целом: автомобиль самопроизвольно меняет направление движения или его начинает таскать из стороны в сторону;

Признаки неисправности рулевой рейки

Если рулевая рейка полностью исправна, то водитель управляет машиной с комфортом. Для поворота баранки приходится прикладывать небольшое усилие, но при этом человек за рулем четко ощущает дорогу и может вовремя среагировать на изменение ситуации. При этом под торпедой ничего не стучит, не скрипит и не издает других не предусмотренных конструкцией машины звуков, а автовладелец хотя бы раз в месяц заглядывает под капот и проверяет состояние всех элементов рулевого управления.

Не пренебрегайте хотя бы внешним осмотром рейки, когда проверяете масло в двигателе, или меняете фильтр, очищающий топливо (у многих машин он установлен под капотом). Это поможет вам своевременно обнаружить проблему и обойтись небольшим ремонтом.

Течь сальника приводит к потере АТФ

Нередко первым признаком неисправности является разорванный пыльник или течь масла. Если же упустить время, позволив небольшому дефекту перерасти в серьезную неисправность, то потребуется капиталка (капитальный ремонт) или замена рулевой рейки на новую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *